В нашем музее:

Из альбома Куратовой


Ресурс предназначен для просмотра браузером Microsoft Internet Explorer версии 6.0 или выше.



[Список лекций] [Лекция] [>]

От студента до ректора

Абитуриент

Абитуриенты. Крайний слева Коля Диканский

Когда я готовился к поступлению в университет, это был 59 год, июль, я готовился по книгам, которые мне принес сосед, Виктор Рымарь.  Они оказались необычными, т.к. до того я пользовался только школьными учебниками и  задачниками.  Это были задачники для поступления в московский ФИЗТЕХ и учебник по математике  Модемова. Мне было очень интересно посмотреть их. И я посмотрел, и мне они очень понравились. И после этого мои сомнения, куда поступать, исчезли, поскольку до этого я думал, что поеду в Днепропетровский университет, или может быть в Харьковский политехнический институт. Хотя в 9-10-м классе у меня были желания позаниматься ядерной физикой, про которую прочитал в книжке Корсунского. Эта книга тоже случайно попала ко мне. В это время все говорили о ядерной физике, о реакторах, о бомбах.  Потом после этого был фильм «9 дней одного года», что сильно стимулировало мысли в эту сторону. Начиная с 5-6 класса я занимался моделированием, делал планеры, парусники, все это меня очень интересовало, потом я увлекся радиотехникой, сделал приемник, сделал генератор, усилитель, супергетерадинный приемник, это было, действительно, очень интересное и увлекательное занятие. Мои друзья, которые были старше меня на год, решили поступать в летное училище Оренбургское. И я, поскольку мне очень нравилось делать планеры, самолеты и т.д., у меня возникла мысль, может тоже поступать в летное училище. Ну и когда весной мы уже собирались ехать в Оренбург, мы узнали, что происходит сокращение амии, и Н.С.Хрущев сократил, прежде всего, училища, курсантов училища. Я готовился поступать, а в это время ребята вернулись из училища, их демобилизовали.  И занимаясь с задачниками, я понял, что физика очень интересна, что она интересней, чем то, что я читал раньше. И я после этого подумал, что точно нужно заниматься ядерной физикой. И где-то в июле, числа 15-16 ко мне опять зашел Виктор, он был уже студентом Днепропетровского университета. И он говорит: слушай, ты чего сидишь здесь? Как что, готовлюсь поступать. Вступительные экзамены во всех вузах были в это время с 1 августа. Он говорит, в московском физтехе вступительные экзамены были с 15 июля. И я после этого понял, что я опоздал, и опять возникли сомнения, куда же ехать и куда поступать. И в это время я открыл газету «Правда» за 19 июня и увидел там маленькую статью, которая называлась «Университет нового типа», подписанная академиком И.Н. Векуа. В Новосибирске открывается новый университет. И я подумал: поеду я в Сибирь.  Сибирь была романтикой. Туда ехали строить, работать, исследовать. Прозанимался еще неделю, собрал большой чемодан, который заполнил книжками и   пошел на железнодорожную станцию нашего рабочего поселка, доехал до одной узловой  станции, потом на электричке, потом добрался до Харькова, там сел на поезд Одесса-Новосибирск, и 4 дня добирался до Новосибирска.  Приехал в Новосибирск, первое, что я стал делать, стал озираться и искать шпиль университета, Шпиля не оказалось, тогда я поехал по адресу, который был указан в этой бумаге – на Советскую, 20. Вот таким образом я сдал документы. Как впоследствии я узнал, довольно большое количество студентов приехало из-за этой маленькой  статьи. Экзамены у нас проходили в Строительном институте, жили мы в институте связи, поскольку у университета не было ни общежитий, ни главного корпуса, то нас разбросали по общежитиям других вузов, а экзамены проводились в строительном институте. Первый экзамен у нас был по математике, физике, потом сочинение, устные экзамены, я их успешно преодолел. И я обнаружил, что разговаривать с экзаменаторами-физиками было очень приятно и интересно, тем более что они все время задавали вопросы нетрадиционным образом, т.е. был виден какой то другой подход. Это меня очень воодушевило. Поскольку я набрал 14 баллов, я прошел. Мне экзамены очень понравились, даже экзамен по немецкому языку, хотя у меня возникли проблемы с переводом из книги. Поскольку текст был довольно таки непростой. Это было описание лужайки, над которой летали мотыльки, пчелы, бабочки. Многих слов я не знал, но можно было пользоваться словарями. Ну и потом разговорная речь. Я грамматику немецкого языка знал очень хорошо, но разговорного языка у нас не было.

[>]

© ММЦ НГУ 2009